Ислам, одна из мировых религий, её последователи - мусульмане. И. возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в нач. 7 в. Основателем И. считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (ок. 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но по мере концентрации власти у нек-рых племён стали выделяться гл. боги. Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").
Учение И. распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со времени этого переселения -хиджры, к-рое произошло в 622, начинается летосчисление Ислама На формирование И. оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на терр. Аравии монотеистические религии - иудаизм и христианство. Вероучение И. изложено в священной книге мусульман - Коране. Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе. Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), к-рые могли читать весь Коран или его большую часть наизусть. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе - Османе (644-656).
Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объёма, кроме первой - Фатихи, к-рая включает краткое содержание основных догматов И., читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине. В "мекканских" частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мёртвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорождённых девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Страшный суд. Суры "мекканских" откровений делятся на три группы. В сурах первой группы содержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырём годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый) , но в позднейших сурах это слово исчезает. Суры "мединского" периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намёки на нек-рые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает "на пути Божьем", выпады против лицемеров, фарисеев И., и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, к-рую стремится восстановить Мухаммед и к-рую исказили евреи и христиане. В "мединских" сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (напр., 2: 172). Каждый мусульманин должен следовать пяти основным "столпам" - обязанностям религии. Главный догмат И. кратко изложен в 112-й суре Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!".
Этот интересный мир:
Индия
Индия, как зона геополитических интересов России, начала восприниматься исходя из совокупности действия, в первую очередь, политических факторов. Это – в принципе негативное отношение США к освободительной борьбе народов колоний, «холодная» война и военно-политическое противостояние СССР и США, инд ...
Физико-географический очерк
Благодаря многим книгам В.К. Арсеньева в свое время горы Сихотэ-Алинь стали популярнейшей частью Дальнего Востока. В начале 20 в. о его природе было известно сравнительно немного, фактически отсутствовал и картографический материал. И много из того, что было написано позже о природе края, мы знаем ...
Партийная система
Хотя граждане Австралии получили право голоса еще в 1850-х годах, прошло 40 лет, прежде чем в стране сложились современные политические партии. Рождение и почти мгновенный успех Австралийской лейбористской партии (АЛП) в 1890-х вызвал консолидацию консервативной идеологии. К моменту возникновения в ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.