Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).
Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и
над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-
ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-
нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-
ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зер-
новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продук-
ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть,
масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростов-
щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к
развитию рабства.
Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу
Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссу-
додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, от-
данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно
обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по
наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.
Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались при-
надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным земле-
владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в
связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу нату-
рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли уро-
жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вер-
бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.
Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных лю-
дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-
ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертыва-
лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государствен-
ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-
ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего раз-
личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить
налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и
особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города”. Для укрепления
авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная идеология. Царь провозглашал-ся благим правителем, получавшим верховную власть из рук богов.
Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-
Этот интересный мир:
География
Республика Габон расположена в Центральной Африке, на южном побережье Гвинейского залива. Она омывается Атлантическим океаном. Граничит с Экваториальной Гвинеей, Камеруном и Республикой Конго. По площади он равен половине Франции. Внутренняя часть Габона — плоскогорья и горы (высотой до 1580 м., г. ...
Ватикан – государство-музей
Земли Ватикана священны, и поэтому считается, что тут цветет и плодоносит все, что только посажено. Сады Ватикана уникальны. Тут растут тысячи диковинных растений, собранных со всего света. Гордость ботанического сада - три реликтовых китайских дерева с мудреным названием. В самом Китае такое дерев ...
История Атлантиды
Вот что пишет Платон, опирающийся на авторитет египетских жрецов, о ранней Атлантиде: “Боги по жребию разделили всю землю на владения - одни побольше, другие поменьше - и учреждали для себя святилища и жертвоприношения. Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зача ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.