Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.
В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации, осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и особенности природы, системные связи и последовательности природных комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, растительный и животный мир).
Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных регионов, их уникальность, особенности географического положения и специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим разделом, по сути, завершается физико-географическое образование школьников, в котором понятие природного комплекса является основополагающим.
Физическая география России обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к изучению всего курса, к чему относится применение произведений В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру, целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы «Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей — охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих животных и птиц и т.п.
Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом, возникают разработки проблемных уроков.
Этот интересный мир:
Озера
Бóльшая часть озер Австралии – это безводные котловины, покрытые соленосными глинами. В тех редких случаях, когда они заполнены водой, это илистые соленые и мелкие водоемы. Много таких озер имеется на Западном плато в Западной Австралии, однако самые крупные из них находятся в Южной Австрали ...
Охрана экосистемного разнообразия биосферы
Понятия экотона как зоны повышенного разнообразия при пониженной устойчивости. Стратегия сохранения однородных и сложных комплексов экосистем. Многофункциональное значение охраняемых территорий. Типы охраняемых территорий. Создание и развитие сети охраняемых территорий в мире и бывшем СССР. Система ...
Пакистан
Индия и Пакистан играют ведущую роль в южноазиатской системе государств. В то же время их геополитические устремления противоположны. Для Индии главным направлением геополитического тяготения представляется восток – страны участницы АТЭС. Пакистан тесно связан с государствами Западной Азии. В после ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.