Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.
На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.
В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.
В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).
Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.
Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).
Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].
На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.
Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.
На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.
Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.
Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.
При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
Этот интересный мир:
Гидроэнергетический потенциал и его распределение по континентам и странам
Несмотря на значительное развитие гидроэнергетики в мире в учете мировых гидроэнергоресурсов до сих пор нет полного единообразия и отсутствуют материалы, дающие сопоставимую оценку гидроэнергоресурсов мира. Кадастровые подсчеты запасов гидроэнергии различных стран и отдельных специалистов отличаютс ...
Население и трудовые ресурсы
а) население района. Численность населения в Волго-Вятском экономическом районе составляет 8,5 млн. человек, что примерно является 5,7% численности населения Российской Федерации. За последнее десятилетие численность населения района стабилизировалась, так как снизились показатели естественного при ...
Границы города: юридические и фактические
Каждый город имеет ЮРИДИЧЕСКУЮ ГРАНИЦУ
, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую гр ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.