В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышлен-
ности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому за-
дачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети неф-
тепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в
2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и
нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в
настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно
дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной
Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге
транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны цент-
ральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и
Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и эконо-
мичней других видов транспортировки, однако из-за географических
особенностей нашей страны используется мало, в основном при пе-
ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны
(Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ-
ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в
год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной
промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть
магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более
95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300
км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными
по значимости и условиям управления группами объектов: внутрере-
гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп-
роводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и
заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк-
ретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих
предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заво-
дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу-
ют технологически связную сеть - единый объект экономического и
режимного управления, которая получила название системы дальних
транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы,
как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо-
рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы,
включая выходы к экспортным терминалам.
¦ Всего по России ¦ По России
Показатель ¦ и странам СНГ ¦ (АК "Транснефть")
---------------+-------------------+--------------------
¦ ¦
Протяженность ¦ 62,3 ¦ 48,1
нефтепроводов ¦ ¦
тыс. км ¦ ¦
---------------+-------------------+---------------------
¦ ¦
Суммарная ¦ 16530,0 ¦ 13759,0
Вместимость ¦ ¦
резервуаров ¦ ¦
м3 ¦ ¦
¦ ¦
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных райо-
нов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положе-
ние, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы ма-
гистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -
Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (неф-
тепродукты);
На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару
- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию,
Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-
спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск -
Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород
- Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай -
Этот интересный мир:
Владимир
В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир. Наследник Мономаха - князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за ки ...
Транспорт и внешние экономические связи
Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере неп ...
Размещение ТЭЦ и ТЭС.
На территории России в 90 г. вырабатывалось 1 100 млрд. Квт/ч. Из них на долю ТЭС и ТЭЦ приходилось около 72-75%. Основная доля СССР приходилась на Россию Основные факторы размещения: 1. Сырьевой фактор. 2. Потребительский фактор. ТЭЦ и ТЭС размещались на 50% под воздействием сырьевого фактора. Про ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.