Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ

Мировая география » География отраслей машиностроительного комплекса РФ » Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ

Страница 2

Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[7]

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов.[7]

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Этот интересный мир:

Либеральная партия
Либеральная партия была создана в 1944. Либеральная партия образца 1944 собрала под свои знамена парламентариев-нелейбористов во главе с Робертом Мензисом, которые и сформировали массовую политическую организацию для поддержки своей фракции. Показателем политических успехов либеральной партии являе ...

Судебная система
Судебная система страны в целом близка к существовавшей в бывшем СССР. Высшим судебным органом является Верховный суд, избираемый парламентом на пятилетний срок. В состав Суда входят палаты по уголовным и гражданским делам. Судопроизводство осуществляют местные суды. ...

Особенности размещения отраслей текстильной промышленности
Текстильная промышленность, как уже было сказано (а вернее, написано), входит в группу отраслей промышленности, обслуживающих население тканями, одеждой, обувью, а также другими предметами потребления. Кроме того, промышленность обеспечивает своей продукцией широчайший спектр производств, не выходя ...


Популярное

Природные зоны Дальнего Востока

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.

Внутренние воды и моря

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru