Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции. В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод “Fos-sur-Mer” - 26%). Наиболее крупные компании в этой отрасли “Sollac”, “Unimetal”, “Ascometal”. До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова. Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени — на транспорт и потребителя. В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона — Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся “Cogema”, “Metaleurope”, “Pechiney” и другие.
Химическая промышленность Франции последние два десятилетия развивалась под влиянием энергетического кризиса и растущей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих стран, начавших форсированное создание экспортных отраслей химической индустрии. Энергетический кризис сильно ударил по химической промышленности Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон а с другой — усиление концентрации производства в рамках крупных компаний (“Еlf”, “Тоtal”, “Аirliquide”, сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших предприятий. Были приняты меры к максимальному повышению загрузки наиболее экономически совершенных предприятий за счет закрытия менее эффективных заводов.
Для Франции важную роль играет ориентация химической промышленности на центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает четвертое место среди крупнейших экспортеров продукции химической промышленности после США, Германии и Нидерландов. Доля Франции на мировых рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась.
Наибольшее развитие во Франции получили химия органического синтеза, производство синтетического каучука, пластмасс. Вместе с тем недостаточно производство химических удобрений, которые Франция вынуждена большей частью покупать за рубежом.
Машиностроение.
Несмотря на большое значение базовых отраслей, следует признать, что ключевая роль в промышленности Франции принадлежит машиностроению. Франция занимает видное место в мировом машиностроении. Рассмотрим подробнее эту отрасль на примере автомобильной промышленности, в которой наиболее ярко отражаются достижения в области современных технологий.
Франция давно входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей. Однако развитие отрасли происходило неравномерно, подвергаясь структурным колебаниям рынка. Отличительной чертою автомобилестроения является высокая степень специализации и кооперирования. На мировом рынке Франция представлена такими известными компаниями, как “Renault” и PSA (“Peugeot”, “Citroen”) с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год. Франция остается третьим мировым экспортером автомобилей вслед за Японией и Германией. В 1994-1995 годах автомобильная промышленность Франции вышла из полосы длившегося три года отраслевого кризиса. В 1995 году темпы прироста продукции составили 11,7%. Факторами, повлиявшими на долгожданный рост, явились активизация спроса на легковые автомобили и государственная поддержка, которая выразилась в субсидировании автомобильных производителей. В 1995 году экспорт продукции автомобилестроения составил 49% от стоимости всего производства, чему способствовало снижение конкурентоспособности Испании и Италии на автомобильных рынках.
Этот интересный мир:
Атлантида современности.
Египет - колония Атлантиды. Что же произошло? Остается лишь искать причину катаклизма, который должен был бы потревожить всю нашу планету. Обратимся к Платону и приведенному в его диалогах свидетельству жрецов из египетского Саиса. “Светила, движущиеся в небе и кругом Земли, уклоняются в пути, и че ...
Аграрные реформы. Географические различия в ходе аграрной реформы России
1990-е гг.
Аграрные реформы в 19-20 вв. были проведены в большинстве стран мира. Их целью является перераспределение земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличение их заинтересованности в результатах труда, рост объемов производства. Экономическая история человечества знает неско ...
Торговля
Объем торговли Гаити всегда был незначительным, даже по сравнению с другими развивающимися странами. В 1990 доходы от гаитянского экспорта составили 271 млн. долл., тогда как расходы на импорт – 461 млн. Приблизительно две трети доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции принес кофе, осталь ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.