Между тем создание современной сети коммуникаций затруднительно без формирования валютного союза, создания межгосударственной платежной системы, обслуживающей торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии. Эффективная пространственная организация территории невозможна без экономической интеграции, которая выгодна всем государствам Центрально-азиатского региона и будет, без сомнения, важным фактором ускорения социально-экономического развития этих стран. В силу ряда причин маловероятно в ближайший период образование государствами Центральной Азии развитых форм экономического сотрудничества. В длительной перспективе изменение экономических условий и глубина понимания проблем взаимоотношений новых государств неизбежно приведут к стремлению реализовать различные формы экономической интеграции.
Социально-экономическая ситуация в странах Центрально-азиатского региона такова, что промедление с формированием полноценного интеграционного содружества чревато дальнейшим отставанием от мировых процессов, угрозой на еще долгий период остаться на обочине мирохозяйственной системы. Опыт Казахстана свидетельствует, что можно определять стратегические подходы для построения рыночно-ориентированной экономики, не вступая в конфликт с сопредельными странами, а напротив совмещая различные формы межгосударственного сотрудничества, в первую очередь, для решения проблем интеграции центрально-азиатского региона.
Одной из самых острых проблем стран Центральной Азии является отсутствие механизма межгосударственного вододеления. Пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.
Существовавшая на момент обретения суверенитета транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.
Для использования преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.
Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик. Наиболее вероятностные варианты прохождения международных транспортных коридоров по территории Казахстана и стран Центральной Азии до 2030 года иллюстрируют приведенные ниже рисунки 7-10.
[1] Синьцзян няньцзянь. – Урумчи, 2004. - С. 148
[2] Концепция мегапроекта «Дорога №50» (D-50), Астана, 2007.
Этот интересный мир:
Краеведение и этнография
1. Программа доклада «Орочи-удэхе», читанного 18 марта 1911 г. в Отделении Русского географического общества.— «Живая старина». 1911, вып.2. Краткое описание условий жизни местного населения. 2. Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края.— 1900-1911 гг. Т.1,2. Хаб ...
Экономические показатели
а) По объему ВНП (3047,7 млрд. марок в 1993г.) и пром. производства ФРГ занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место среди ведущих стран мира (после США и Японии). На долю ФРГ приходится около 7,8% мирового ВНП и 28% ВНП стран ЕС. Со времени объединения Германии наблюдается тенденция замедления ...
Второй этап с 1917 г. по 1990 г.
После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и экономическими концепциями партии большевиков. /5/ Сразу после октября государство энергично приступило к реализации идеи единого бан ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.