Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Мировая география » Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1 » Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

Страница 3

Между тем создание современной сети коммуникаций затруднительно без формирования валютного союза, созда­ния межгосударственной пла­тежной системы, обслуживаю­щей торгово-экономическое со­трудничество стран Центральной Азии. Эффективная пространственная организация территории невозможна без экономической интеграции, которая выгодна всем государствам Центрально-азиатского региона и будет, без сомнения, важным фактором ускорения социально-экономического развития этих стран. В силу ряда причин малове­роятно в ближайший период образование государствами Центральной Азии развитых форм экономического сотрудни­чества. В длительной перспективе изменение экономических усло­вий и глубина понимания про­блем взаимоотношений новых государств неизбежно приведут к стремлению реализовать раз­личные формы экономической интеграции.

Социально-экономическая ситуация в стра­нах Центрально-азиатского реги­она такова, что промедление с формированием полноценного интеграционного содружества чревато дальнейшим отставани­ем от мировых процессов, угро­зой на еще долгий период ос­таться на обочине мирохозяй­ственной системы. Опыт Казахстана свидетельствует, что можно определять стратегиче­ские подходы для построения рыночно-ориентированной экономики, не вступая в конфликт с сопредельными странами, а напротив совмещая различные формы межгосударственного сотрудничества, в первую очередь, для решения проблем интеграции центрально-азиатского региона.

Одной из самых острых про­блем стран Центральной Азии являет­ся отсутствие механизма межгосударственного вододеления. Пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов.

Существовавшая на момент обретения суверенитета транс­портная система Центральной Азии не отвечала новым геопо­литическим и экономическим интересам независимых госу­дарств, современным требова­ниям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутстви­ем международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и ав­томобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

Для использования преиму­ществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуще­ствить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эф­фективными при условии совместного участия всех заинтересо­ванных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточ­ной Азии в Россию и Европу че­рез территорию Центральной Азии позволит не только опти­мизировать мировую транспорт­ную систему, создать новый ис­точник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импуль­сом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

Развитие транспорта пред­полагает совместное освоение технологий строительства и ре­конструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудова­ния, подвижного состава, созда­ние современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик. Наиболее вероятностные варианты прохождения международных транспортных коридоров по территории Казахстана и стран Центральной Азии до 2030 года иллюстрируют приведенные ниже рисунки 7-10.

[1] Синьцзян няньцзянь. – Урумчи, 2004. - С. 148

[2] Концепция мегапроекта «Дорога №50» (D-50), Астана, 2007.

Страницы: 1 2 3 4

Этот интересный мир:

Жизнь и деятельность
Заветный край особой славы, В чьи заповедные места Из-под Орла, из-под Полтавы Влеклась народная мечта… (П. Комаров, 1947) ...

Ванны
Из бальнеологических процедур, воздействующих на кожу, наиболее широко используются различного рода ванны. В основе действия ванн лежит влияние воду разной температуры на многочисленные нервные окончания (рецепторы), заложенные в коже. В результате раздражения кожных терморецепторов происходят рефл ...

Берлин, город и земля в восточной части Германии
Население: 3.459.000. Иностранцев: около 500.000 человек. Плотность населения: 3.883 человека на 1 кв.км. Площадь земли: 890,85 кв. км. Высота: 35- 50м. над уровнем моря История. В районе современного Берлина люди обитали с эпохи неолита. В 12 в., когда германцы начали селиться в этих местах, здесь ...


Популярное

Природные зоны Дальнего Востока

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.

Внутренние воды и моря

Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.


Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandgeography.ru