бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной
жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства
В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа
(Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и
отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских
и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10
в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма,
отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с
архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает
большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.)
обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала,
изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое
место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических
существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и
серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц
тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других
местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка
(пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым).
Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная
башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён).
Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его
произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются
многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.),
храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность
плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы",
посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ
Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном
столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся
сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14
в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь"
в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний,
судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным
применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной
гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются
изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным
следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг,
15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами,
погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из
художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву,
сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла,
плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями
цветными и золотыми лаками.
Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.)
затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские
кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и
общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской
архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были
крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к
жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично
расположенными портовыми строениями.
Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя
вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им
профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и
салонного искусства.
Этот интересный мир:
Рельеф
Если двигаться с севера на юг страны, то это будет как бы путь вверх, от самых низменных районов до высотных заснеженных пиков Восточных Альп. Три ступени рельефа – низменность, пояс средневысотных гор и альпийские высокогорья – обуславливают основные различия в природных условиях страны, а отчасти ...
Экономическая реформа во Вьетнаме
Динамика производительных сил любой страны находится в прямой зависимости от таких факторов, как форма собственности на основные средства производства. организационная структура и механизм управления экономикой. Время от времени между этими факторами возникают противоречия. В наше время главной фор ...
Волга — экономическая ось Поволжья
На рубеже 19-20 веков — началась индустриализация Поволжья. Оно становится крупным районом производства товарного зерна и мукомольной промышленности. Усиливается значение Волги. Она становится «главной улицей России» (перевозится зерно, нефть, сплавляется лес). В Царицыне (Волгограде) возникают сам ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.