Для решения этой проблемы в 1992 г. была разработана Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 гг.». Она предполагает расширение прав и полномочий регионов во внешнеэкономической деятельности, правительственные гарантии отечественным и иностранным инвесторам, стабильное налоговое и таможенное законодательство, приоритетное кредитование государственных и коммерческих программ с участием стран АТР в разных областях. Отмечено, что нужно использовать интерес иностранных государств (АТР) к сотрудничеству с РФ в области энергетики, биотехнологии, связи, авиационной промышленности, конверсии оборонных отраслей. Есть еще 6 федеральных целевых программ, в той или иной мере связанных с развитием отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока.
На общегосударственном уровне значимость АТР для России может быть определена следующими аспектами.
1. В АТР Россия имеет дело с начальной фазой интеграционных процессов, что создает более благоприятные условия для вхождения в экономику региона.
2. Открываются возможности для облагораживания структуры российского экспорта: структурная перестройка промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и совершенствование систем связи и транспорта. Все это предопределяет увеличение спроса на машины, оборудование, технологии.
3. Либерализация торговли в АТР создает благоприятные условия для российских экспортеров энергетического оборудования, химических товаров, нефтепродуктов, авиации двойного назначения.
4. За счет АТР можно повысить и эффективность российского импорта: качество азиатских товаров соответствует мировым стандартам при зачастую более низких ценах (по сравнению с нашим ведущим партнером – Западной Европой).
5. Расширение сотрудничества с АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов РФ, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Дальнем Востоке.
6. Появился шанс на практике использовать опыт стран АТР по организации и управлению внешнеэкономическими связями.
Отвлекаясь от декларированной выгоды, стоит обратить внимание на реальные объемы сотрудничества. Российская торговля с АТР составляет ежегодно 18–22 млрд. долл. (это около 33 % российского товарооборота). В 1997 г. в число основных торговых партнеров РФ входило 2 страны АТР: США (6,2 % товарооборота РФ) и Китай (3,8 %). Из десяти стран, на которые приходится 3/4 неорганизованного («челночного») российского импорта, две тоже относятся к АТР – КНР и Тайвань. Основными статьями экспорта в страны региона являются: машины и оборудование, транспортные средства, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, химическая продукция. В импорте преобладают: сельскохозяйственное сырье, продовольственные и промышленные товары (чай, кофе, каучук, специи, кожевенное и джутовое сырье и т.д.). За счет импортных поставок из региона удовлетворяется значительная часть потребностей населения РФ в целом ряде продовольственных товаров (чай – 70 %, кофе – 50 %, пальмовое масло – 100 %), в сырье для легкой промышленности (кожсырье – 70 %, джут – 100 %, ткани – 40 %, каучук и латекс – 100 %). Основные поставщики: Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Япония, Республика Корея и др. Поэтому вполне естественным выглядит стремление России участвовать в делах АТР: в 1992 г. она вступает в международную неправительственную региональную организацию СТЭС (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству), а в 1994 г. стала членом ТЭС (Тихоокеанского экономического совета). Апофеозом политической интеграции можно считать присоединение России к АТЭС в 1997 г.
Очевидно, что при современном западном геополитическом векторе развития РФ, АТР занимает лишь 4 место в списке российских приоритетов, несмотря на весь его огромный потенциал, и для того, чтобы в будущем этот вектор поменял свое направление на восток, РФ прежде всего необходимо решить региональные проблемы (Дальний Восток). Именно они выступают основным тормозом на пути интеграции страны в АТР.
Этот интересный мир:
Население
Подавляющее большинство - немцы. В ФРГ проживают около 100 тыс.лужицких сербов (земли Бранденбург и Саксония) и 50тыс.датчан (сев.районы земли Шлезвинг-Гольштейн). Около 2% населения - выходцы из бывшего СССР. Государственный язык - немецкий. Преобладающая религия - христианство. В стране 58 млн. в ...
Северо-западный регион
Северо-Западный район (к нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким уровнем экономического развития. В территориальном разделении общественного труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, пост ...
Российско-Норвежское взаимодействие-важенйшая движущая сила баренцева сотрудничества
Вполне можно сказать, что России и Норвегии многим обязаны набирающие в последние годы силу северные региональные объединения, которые при всем их многообразии и специфике являются важной составной частью интеграционных процессов на Европейском континенте. Они выполняют свою роль в реализации гл ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.