Декларация «О государственном суверенитете ТССР» - важнейший документ, который является поворотным пунктом в определении государственных приоритетов и перспектив развития Татарстана. Очевидно, что статус автономии с ее усеченными правами не соответствовал интересам и возможностям политического, экономического и духовного развития республики. Верховный Совет Татарстана, реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего многонационального народа республики на самоопределение, не нарушая территориальной целостности Российской Федерации, что полностью соответствует нормам международного и конституционного права, принял 30 августа 1990 года Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан.
Декларация провозглашает, что земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарстана являются исключительной собственностью его народа. В этом положении заложен огромный политический смысл. Собственность - это материальная основа суверенитета республики. Не меньшую роль играет и его духовная основа - сложившиеся отношения дружбы и согласия между гражданами различных национальностей. Их укреплению служат положения декларации о приоритете прав человека, о равноправии татарского и русского языков.
Документ исходит из необходимости формирования новых федеративных отношений в России, укрепления ее как многонационального государства, реформирования федеральных и местных органов власти, установления баланса интересов центра и регионов, осуществления права республик на само определение, самостоятельное решение ими политических и социально-экономических проблем.
Однако избранный Татарстаном путь на изменение своего статуса устроил не все политические группы. Было немало различных обвинений в адрес республики. Политики имперского мышления обвиняли Татарстан в сепаратизме, в стремлении ущемить права и свободы русскоязычного населения, обособится в своеобразный узконациональный анклав с перспективой на создание еще одной «горячей точки» в центре России. Но всего этого не произошло.
Всенародным голосованием первым в истории Татарстана Президентом был избран М. Ш. Шаймиев. С его деятельностью как главы государства связаны значительные шаги республики по претворению в жизнь идей Декларации. Провозглашенный Декларацией курс получил всеобщую поддержку на референдуме 21 марта 1992 года.
Последовательно воплощая в жизнь основы, заложенные в Декларации, на основе итогов народного обсуждения, в результате многотрудной работы, 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял новую Конституцию Татарстана. В ней нашли отражение современные идеи и принципы построения многонационального демократического государства.
День 6 ноября 1992 года стал поистине историческим для Республики Татарстан. В этот день была принята новая Конституция Республики Татарстан, открывшая широкие возможности ее государственного развития в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете республики и итогами народного голосования (референдума) 21 марта 1992 года . Более двух лет шла работа Конституционной комиссии Республики Татарстан над проектом нового документа, в ходе которой скрупулезно учитывались данные науки и практики конституционного строительства зарубежных государств, замечания и предложения граждан республики, поступившие в результате народного обсуждения проекта Конституции. Проект обсуждался в местных Советах трижды - в мае, сентябре и октябре - ноябре 1992 года - на сессиях Верховного Совета.
Конституционная комиссия с учетом предложений и замечаний внесла в опубликованный проект около 30 уточнений и дополнений в 127 статей. В структурном плане Конституция Республики Татарстан состоит из преамбулы, 7 разделов и 15 глав, включающих 167 статей. Сравнивая конституции Республики Татарстан 1978 и 1992 годов, необходимо отметить, что в последние годы в действующую Конституцию уже вносились поправки принципиального характера, отражающие преобразования в обществе и государстве. Так, новую редакцию получили преамбула, многие статьи глав общественно-политической системы, административно-территориального деления, избирательной системы, охраны законности и правопорядка, а также разделов о плане и бюджете, государственных символах республики. Конституционное закрепление нашли такие институты, как Президент, Комитет конституционного надзора, председатели и президиумы Советов. Все эти новшества в той или иной редакции вошли в текст Конституции. Поэтому структура ее во многом отражает уже сложившиеся реальности.
Этот интересный мир:
Южно-Африканская Республика
Южно-Африканская Республика, ЮАР – государство на юге Африки. Столица – г.Претория (1,9 млн. чел. – 2004). Территория – 1,219 млн. кв. км. Административно-территориальное деление – 9 провинций. Население – 46,3 млн. чел. (2005). Официальные языки – африкаанс, английский, исизулу, исикоса, исиндебел ...
Население
Население города по данным на 1995 г. составляет 105,2 тыс. чел. По переписи же 1989 г. население города составляло 106,5 тыс. чел. Скорее всего перепись 2002 г. выявит еще большое снижение населения города. По некоторым даным наличное население города на данный момент уже меньше 100 тысяч. Уменьше ...
Понятие “услуга”, виды услуг
В России с июля 1994 года введён в действие ГОСТ Р 50646-94 “Услуги населению. Термины и определения”. В соответствии с этим документом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребн ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.