Принципиальные особенности современного Татарстана, как субъекта Российской Федерации, вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, а также Договора от 15 февраля 1994г.
Конституция Российской Федерации не выделяет статус Республики Татарстан и не содержит, хотя бы в качестве отдельного приложения , текст Договора от 15 февраля 1994г. Она лишь устанавливает в ст. 65 , что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками. К тому же она вообще не упоминает о государственном суверенитете каких-либо республик.
Статус любой республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, причем Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Система государственной власти Российской Федерации едина.
Граждане республик одновременно являются гражданами Российской Федерации, русский язык имеет статус государственного на всей территории Российской Федерации , хотя республики вправе устанавливать и свои государственные языки. Решения Конституционного суда , Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации обязательны на всей территории Федерации , прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации (правда по согласованию с субъектами Российской Федерации) . Этот не полный перечень конституционных положений, закрепляющих со стороны России статус республик, свидетельствует о зыбкой грани между прежней автономной государственностью республик РСФСР и их статусом суверенных государств, декларированном в Федеративном договоре.
Конституция же Татарстана, со своей стороны, устанавливает, что государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан; воинская обязанность исполняется на территории Республики Татарстан, а вне ее лишь на основе договорных обязательств Республики Татарстан.
Республика определяет свой государственно-правовой статус самостоятельно. Границы между Республикой Татарстан и другими государствами устанавливаются и изменяются по соглашению сторон. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан (о противоречии законам Российской Федерации не упоминается). Республика Татарстан заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права (о руководствовании законами Российской Федерации не упоминается). Республика самостоятельно формирует свои органы государственной власти, управления, осуществляет свое законодательство. Прокурор Республики Татарстан назначается ее высшим представительным органом государственной власти, перед которым ответственен и подотчетен (о его подчинении Генеральному Прокурору Российской Федерации не упоминается). Государственные символы Республики Татарстан не содержат реквизитов, прямо свидетельствующих о вхождении республики в состав Российской Федерации. Заметим также, что сама Российская Федерация упоминается в Конституции Республики Татарстан только дважды - в ст. 61 (об ассоциации с Россией) и ст. 19 ( о гражданстве Республики Татарстан и России). Что касается собственности, то права Республики Татарстан на землю, недра, воды и иные природные ресурсы, а также находящиеся на ее территории предприятия, кроме ресурсов и предприятий России либо других государств, также закрепляются за РТ, преимущественно в актах текущего законодательства Республики Татарстан и указах ее Президента. В конечном итоге видно, что расхождения в конституционном законодательстве Российской Федерации и Республики Татарстан в национально-государственном устройстве более всего касаются реалий государственного суверенитета Татарстана.
Этот интересный мир:
Развитие права
Гражданское право Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. В соответствии с ...
Основные сведения
Федеративная Республика Бразилия Крупнейшее государство Латинской Америки, занимающее почти половину континента. На севере граничит с Венесуэлой, Гайаной, Суринамом, Французской Гвианой, на юге - с Уругваем, на запале - с Аргентиной, Парагваем, Боливией и Перу, на северо-западе - с Колумбией. На се ...
Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности
его размещения
Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение: * создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности; * ...
Природные зоны Дальнего Востока
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.
Дальний Восток располагается в природных зонах арктической пустыни, тундры, лесотундры, хвойных, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Наибольшую площадь в пределах Дальнего Востока занимает зона хвойных лесов, наименьшую – арктическая пустыня.